SYS.KSYS.RU
|
Информационно-звуковая технология и оборудование для конференцсвязи. Конференцтехника, конференц-система, конгресс-система.
Терминология.Следует определиться с самой терминологией, определениями конференцсвязи. Существуют всевозможные наименования систем, обеспечивающих проведение конференций 1. Это «конгресс-системы», «конференц-системы», «системы звукоусиления для конференций», «системы конференц-связи». Как правило, под этими наименованиями понимается только некий определенный набор компонентов, который можно назвать «базовой комплектацией». Возможно, такой термин очень удобен для стоимостной оценки оборудования, но он абсолютно не отражает функциональных возможностей оборудования. Посему, уместнее говорить о конференц-системах, подразумевая под этим названием полнофункциональный аппаратно-программный комплекс для информационно-звукового обеспечения конференц-зала. Дополнительные материалы на страницах «Что такое конференц-система (конгресс-система)?» и «Отличительные особенности». Работающие в этой нише производители начали использовать новые информационно-звуковые и цифровые технологии недавно. Это обусловлено как традиционной консервативностью крупных Заказчиков (служб эксплуатации конгресс-холлов, конференц-залов любого уровня), так и повышенной надежностью конференц-систем:
Рынок конференцтехники сегодня практически не организован, чем похож на компьютерные рынки прошлого века: стандартные архитектуры только-только появляются, фирмы изо всех сил держатся за несовместимость своих разработок. Дополнительные материалы… Конференц-системы.
Компоненты конференц-систем.Что важнее, инструмент или выполняемая им работа? То есть работу отдать инструменту (аппаратуре) или инструмент работе (технологическому процессу на объекте оснащения). «Базовая комплектация».Практически все фирмы-инсталляторы оборудования, говоря о конференц-системе, имеют в виду только комплект оборудования рабочих мест и центральное управляющее оборудование (изделия 1, 3, 4 на рисунке 1).
Где:
1. Микрофонные пульты участников — до 7 шт.
Главное заблуждение, что все остальное оборудование (громкоговорители звуковой системы, приборы обработки и усиления сигнала) считаются внешним, или дополнительным, по отношению к «базовой» конференц-системе. Такой комплект оборудования (неправильно!) они называют «базовой комплектацией». Считается, что одной из важных характеристик (по нашему мнению — ошибочных) является сравнительная оценка средней стоимости рабочего места «базовых комплектаций» конференц-систем тех или иных производителей. По данным исследований компании «АрисПро» минимальная цена оборудования «базовых комплектаций» конференц-систем, присутствующих на российском рынке, такова:
RCF (Италия). Аналоговая дискуссионная конференц-система DICO.
RCF (Италия). Аналоговая конференц-система с цифровым управлением SC 5500.
Philips (Голландия). Аналоговая дискуссионная система CSS 800.
Philips (Голландия). Цифровая дискуссионная система DCN (есть версия с возможностью прослушивания каналов синхронного перевода).
Philips (Голландия). Цифровая конгресс-система DCN «Consentus» (голосование — в стандартной комплектации, есть версии с синхронным переводом, графическим дисплеем и идентификацией участника с помощью личной карточки).
Beyerdynamic (Германия). Беспроводная дискуссионная система MCW. (версия без возможности прослушивания каналов синхронного перевода и компьютерного управления системой).
Beyerdynamic (Германия). Аналоговая конференц-система с цифровым управлением MCS. (версия без голосования участников и управления с сенсорной панели или компьютера).
Beyerdynamic (Германия). Система распределения звука на основе передачи сигналов по радиоканалу на разнесенных частотах TTS 30 (синхронный перевод).
По аналогии с вышеприведенными оценками «базовых комплектаций» стоимость рабочего места оборудования, выпускаемого группой «РАСТР» составит менее 12 000 рублей, но по соотношению цена/качество оказывается намного лучше выше приведенных. На что похожа нынешняя «пластиковая» конференцтехника?Выяснилось, что на рынке очень немного качественной конференцтехники. Вернее, её практически нет 4. Основная масса конференц-систем (даже приведенных выше) — ниже всякой критики. Сейчас производители вкладывают деньги в комплектующие и рабочую силу, а проектирование осуществляется на «сдачу». Производители исходят только из экономических соображений — цена должна быть относительно низкой. Поэтому многие конференцсистемы сделаны вообще без учета того, как они будут звучать. /p> Выбираются самые дешевые комплектующие, которые просто механически и электрически совместимы. Процесс проектирования выглядит примерно так: берут прайс-листы комплектующих и находят самый дешевый микрофон (а это, как правило, электретный), «устройство, похожее на динамик», которое без учета параметров засовывается в самое дешевое подобие корпуса, оснащается самыми дешевыми коммутационными устройствами, кабелем и разъёмами — и пульт участника готов. Добрые родители забили не только на его качество, но и на долговечность и пожаробезопасность. Забыли про влияние внешних источников, например сотовых телефонов. Бывает, встречаются более продвинутые системы, которые умело замаскированы под качественные («дорого» выглядящие корпуса, сделанные без учета акустических свойств и т. п.). Качественная конференцтехника (относительно качественная, конечно) разрабатывается исходя из звучания системы, хотя ее себестоимость жестко ограничена ценовыми рамками. Но зато — все комплектующие (некоторые из которых изготовлены с использованием ноу-хау) грамотно подобраны, а их сборка производится под строгим контролем и с учетом фирменных разработок. Тем не менее, некачественная конференц-техника оказывается-таки востребована. Её приобретают, в основном, не для прямого назначения (не для древнейшего способа обмена информацией — звука, который остается актуальным и по сей день). Печально, но факт: в 90-95 процентах случаев конференц-системы на отечественных объектах не соответствуют международным стандартам 20-летней давности, как с точки зрения качества, так и надежности. В них используются микрофоны, усилители и громкоговорители, устаревшие задолго до проставленной на них даты выпуска, для распределения (маршрутизации) сигналов между зонами или каналами синхронного перевода применяются огромные и крайне ненадежные кроссовые системы с тысячами разъемов, а управление осуществляется с микшерных пультов, предназначенных в лучшем случае для концертной деятельности на самом низком уровне. Что же касается приборов обработки звука — эквалайзеров, лимитеров, компрессоров и т.д. — то об этом и вовсе говорить не приходится. Что за беда? Тот кому надо разберет в хрипе динамика. В конце концов, догадается по обрывкам. Однако не все так просто. Дотошные американцы из Института Психоакустичеких Исследований давно определили закономерную связь между качеством звукового фона и производительностью труда на предприятии. Результаты исследований поражают при первом знакомстве: работоспособность и самочувствие сотрудников на фирмах, имющих качественную и некачественную системы звукоусиления отличаются в несколько раз! Гнусавая речь в громкоговорителе, абсолютная неразличимость голосов в аппаратах селекторной связи вызывают не только вполне естественное раздражение, но и элементарную физическую и психологическую усталость. Отсюда — переутомление, нервные срывы, принятие ошибочных решений и т.д., и т.п. С другой стороны приятный, комфортный звук способствует концентрации внимания, экономии времени и созданию на предприятии благоприятного климата. Еще более важен качественный звук в конференц-системах 3. Чем естественней звучит голос оратора, тем легче он воспринимается слушателями. На встречах политиков или бизнесменов об истинном смысле сказанного порой можно догадаться лишь по интонации. Обо всем этом, к сожалению, забывают многочисленные отечественные и зарубежные, в том числе, «широко популярные» у не профессионалов производители специализированных конференц-систем, ставящие во главу угла вычурный дизайн и большое количество дополнительных функций, но не уделяющие при этом должного внимания основной задаче — качественному, максимально приближенному к естественному, воспроизведению речи. В конечном итоге, люди собираются на конференции и конгрессы для того чтобы слушать и быть услышанными. Кроме того, собрания очень часто проходят в залах, совершенно неприспособленных для этого в силу своих архитектурных особенностей: гулкие, высокие потолки, мраморные или бетонные стены и полы, обилие стеклянных поверхностей — все это крайне негативно сказывается на так называемом «звучании зала». Еще одна проблема — бич едва ли не всех систем, особенно тех, где применяется большое количество микрофонов — акустическая обратная связь 5 (визг или «подзванивание» в динамиках, расположенных слишком близко к включенному микрофону) накладывает серьезные ограничения на все выше упомянутые конференц-системы. Но об этом далее… Из всего сказанного можно сделать вывод, что создание систем конференцсвязи на любом объекте требует самого серьезного подхода. Если Вы согласны с этим, то Вам есть прямой резон читать дальше. Если нет, то я все же надеюсь, что Вы останетесь хотя бы из любопытства. |
Примечания:
|
Информационно-аналитический проект «Технологии и оборудование для информационно-звукового обеспечения»
Internet & PR agency: http://www.ksys.ru, http://www.pactp.com, http://www.pactp.ru
Tel./Fax: +7 (095) 7576558 · Tel.: +7 (095) 7403654
Mail: pactp@kaluga.ru и skb@ksys.ru
© © 1997–2003 РАСТР™
Таруса–Москва–Тверь–Калуга–С-Петербург–Красногорск–Н-Новгород–Ижевск–Уфа–Бийск–Киев–Зеленоград